uskov (uskov) wrote,
uskov
uskov

БИТВА НАРОДОВ

Меня умиляет злорадство российской прессы по поводу заката европейского мультикультурализма. Уверяю вас, наши таджики с узбеками устроят нам собственный закат, когда поймут, в какой помойке держит их безнравственная российская власть. И этот закат будет пострашнее любого европейского, потому что в России все страшнее. И безмозглость элиты, и национальное чванство люмпенизированного населения, и жадность коррумпированной полиции, и общая дикость нравов. Но это не главное. Главное - ничтожный кругозор российской аналитики. Я регулярно читаю и слушаю десятки выступлений по поводу кризиса мультикультурализма, но ни разу не слышал о том, что в истории человечества эпохи масштабной интеграции чуждых элементов - вовсе не новость. Сама практика мультикультурализма - не изобретение современных либерастов и толерастов, а древнейшая традиция Европы. Римская империя не была плавильным котлом национальностей, а именно что допускала существование в рамках империи замкнутых этнических общностей. Вспомним хотя бы Иудею, имевшую довольно широкую автономию. Или те же иудейские диаспоры, рассеянные по всему Средезимноморью. В этих диаспорах и распространялось христианство, которое предложило на тот момент свежее и остроумное решение этно-культурных противоречий: "Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос» К сведению православных хоругвеносцев: это сказал апостол Павел. Чем не толераст?!

Варварские королевства так же были мультикультурными, то есть состоящими из двух общностей - численно преобладающего галло-римского населения и варварской военно-племенной структуры. Современные национальные государства формировались в процессе синтеза двух этих составных элементов. Синтез, кстати, занял ни одно столетие. И я бы сказал, что это был скорее процесс ассимиляции варваров более культурными и многочисленными галло-римлянами (разумеется, речь идет о романской Европе). В то же время латинский язык, римское право и римская церковь обеспечивали единство Европы в ее этническом разнообразии и на чисто варварских землях.

Многочисленные в Европе иудеи всегда жили обособленно вроде нынешних выходцев из третьего мира. Сам термин "гетто", который сейчас употребляют применительно к цветным районам европейских столиц, средневековый. Так назывался в Венеции район плавильни на Каннареджо, где с 1516 года велели жить евреям. Землячества были характерны и для христиан-инородцев. Такие имелись в Риме как главном международном центре, в крупнейших торговых столицах и при основных европейских университетах.

Любопытен казус Испании, где в V веке возникло вестготское королевство. Оно оказалось нежизнеспособным и уже через сто с небольшим лет было завоевано арабами. На протяжении почти 800-летней истории арабской Испании в ней сохранялись довольно многочисленные общины христиан (мосарабы) и иудеев (сефарды), которые жили рядом с двумя главными общностями Аль-Андалуса - берберами и арабами. Мирное и творческое сосуществование этих этнических групп обеспечило невероятный расцвет культуры в арабской Испании, которая оказала сильнейшее воздействие и на христианскую культуру того времени (прежде всего философию, математику и медицину). После христианской реконкисты этно-культурная карта Испании стала еще сложнее. На ней теперь обособились мудехары (исповедовавшие ислам) и мориски (мусульмане, перешедшие в христианство). Насильственное обращение в христианство, а затем изгнание морисков и евреев из Испании стало, по мнению историков, одной из причин ослабления и деградации Испании в новое время. То есть отказ от мультикультурализма (среди прочего) привел к краху одной из величайших сверхдержав тогдашнего мира.

Это я все к тому, что мультикультурализм - не последняя мода, а многовековая традиция Европы. Конечно, сосуществование разных этнических групп никогда не было особенно гладким. И, уверяю вас, в истории случались гораздо более страшные конфликты, чем нынешние потасовки в Лондоне или недавние - в Париже. К тому же они мне больше напоминают не этнические, а прежде всего социальные выступления эпохи первоначального накопления капитала. В глобальном мире место обнищавших крестьян, некогда хлынувших в города строить капитализм, заняли люди из неблагополучных стран, которые стремятся причаститься благ развитых экономик, а самые удачливые вливаются в ряды строителей глобального капитализма. Процесс этот необратим. Европа нужна им, они нужны Европе. Конечно, понадобится время. В конце концов его прошло совсем мало. Я еще помню времена, когда нынешние эмигранты из третьего мира были экзотикой. И можно было вполне встретить дворников, официантов и горничных коренных национальностей. Зная европейцев, я уверен, что они как-то совладают с нынешними проблемами. Европейская культура слишком великолепна и могущественна, чтобы не суметь проглотить очередную порцию варваров.

Хотелось бы пожелать того же и дорогим россиянам. Готовы ли мы к этому? У нас-то традиции мультикультурализма слабые. Мы привыкли мыслить логикой плавильного котла, каковым был Советский Союз, штамповавший советского человека. Котел остался в головах у россиян, но на практике огонь под ним давно погас. Мы ждем, что все инородцы должны быть "советскими", а их уж 20 лет никто не плавит и плавить не собирается. Они приезжают такими, какие есть. Многие и не помнят, что это такое - Советский Союз, многие, наоборот, несут сознание угнетенных наций и комплекс большого брата. То есть твердо намерены сохранить свою идентичность. Россия - участник глобальной экономики. Отказаться от притока мигрантов в этой экономике нельзя. Но нельзя так же не думать, как мигрантов переварить, не отравившись. Повторяю, в отличие от Европы у нас практически нет опыта мультикультурализма. Мы не привыкли признавать за другими права на собственную инаковость. У нас нет и достаточно жесткой монолитной культуры, чтобы увлечь ею вновь прибывших. Я полагаю, что вместо злорадства нашим аналитикам следовало подумать, как быть самим. И, конечно, не забывать, что мигрант, по воле законодателей, - человек второго сорта, заведомо ущемленный в правах. Соответственно социальное и национальное будут неизбежно сплетены в один кулак, удар которого может оказаться очень чувствительным. Может, хотя бы православной церкви стоит вспомнить о словах апостола Павла. Для Христа нет ни эллина, ни варвара. Но так же нет ни русского, ни таджика.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →